Серия Сакура Тайсэн является достаточно уникальным явлением по многим критериям.
Во-первых, это одна из визуальных новелл, полностью лишённая не только собственно хентайных сцен, но и намёков на оные. Т.е. во многих новеллках, где хоть фактически и нет откровенных сцен, часто множество всяких «фансервисных» моментов и неоднозначных намёков. Здесь же ничего подобного практически нет… Нууу лааадно, иногда можно на девчонок в душе попялиться, но это чревато :Р Да и вообще нехентайные новеллки достаточно редки в общей массе – ещё бы, ведь делать их сложнее – порнушки то нет, надо на чём то другом выезжать. Но всё же не такая уж и редкость, до уникальности далеко.
Во-вторых, несмотря на значительную популярность в Японии (5 частей игры, овашки, полный ТВ сезон), ни одна из частей игры до недавнего времени не была выпущена на английском языке. 5я часть была локализована, но она фейл, так что можно не считать :Р Первые 4е до сих пор существуют только на японском, китайском, корейском и… русском!
А вот это уже действительно уникальный случай, особенно для такого жанра, как визуальная новелла – первые две части Сакура Тайсэн были официально локализованы в России. Собираются выпустить все четыре. Переводили напрямую с японского. Качество перевода первой части оставляет желать много лучшего, я бы даже сказал оно ужасно, особенно во второй половине, однако же прецедент! Сначала хотел рассказать про самые жёсткие перлы и кривости, но потом решил этого не делать - полтекста заняло бы даже в кратком пересказе :Р Вторая часть уже вполне достойно смотрится в этом плане.
В связи с практически полной неизвестностью на западе, найти какие-либо материалы по игре достаточно сложно – по большинству запросов будет выдавать инфу по аниме о овашкам. Одни только картинки я чёрт знает сколько искал, и то некоторые пришлось из волпэйперов резать, а некоторые я так и не нашёл в нужном мне варианте =\
Ну а в третьих, конечно же, ахтунговый сеттинг сабжа =)
Недалёкий народ причисляет Тайсэн к стимпанку, но видимо руководствуются они кратким описанием сюжета на каком-нить вротарте. А дело вот в чём. Стимпанк – это подраздел научной фантастики, т.е. основной упор в нём делается именно на всевозможные механизмы и принципы их работы. Создатели же, очевидно, не вкурили, что стимпанк и электрификация не противоречат друг другу, в итоге получилось очень много бреда, а именно – ВСЁ работает на пару. Как? Да какая разница! Стимпанк же! Нужен телефон? Да запросто – приделываем сбоку трубку, которая делает пых-пых – вуаля, паровой телефон! Что там пар делает? Наборный диск в исходное положение возвращает что ли? У них даже есть паровой процессор! Так и представляется процессор, от которого отходят паровые трубы и сверху гигантский кулер – перегреется же! Кулер, ессно, тоже паровой… Монитор у них тоже очевидно на пару работает… Назвать подобную чушь стимпанком язык не поворачивается…
Мехи тоже ушли недалеко. Как известно, робот – ужасно сложное техническое устройство, как же сделать его с помощью громоздких и неэффективных паровых механизмов? А зачем? Всем известно, что расово верная меха работает исключительно на энергии пилота – экземпляры из Сакура Тайсэн не исключение. Но к ним всё равно приделали паровые трубы за компанию. Хотя пых-пых выглядит прикольно, конечно :Р Хотя мехи Тайсэна всё же уникальны - они достаточно громоздки и неповоротливы для стандартной мехи, да ещё и мелковаты.
Но главное то в том, что, как не трудно догадаться при подобном подходе к созданию механизмов, внимание на них абсолютно никто не заостряет, в итоге ты забываешь, что тут у нас как бы «стимпанк». Т.е. часа три ты ходишь, треплешься с девчонками, шатаешься там и сям, вдруг из стены труба торчит, а из неё пар… Втф?! Ах даааа… Так что стимпанковская составляющая, которую многие ставят в список главных достоинств серии, на мой взгляд и яйца выеденного не стоит. Но список ахтунга на этом не заканчивается, хотя дальше ахтунг уже вполне положительный =)
Так вот, наш отряд по спасению мира расквартирован… в театре?! Нет реально… Причём не в подвале, а в самой что ни на есть действующей труппе, мало того, труппа только из них и состоит =) Причём театр не какой-нибудь, а вроде как главный театр Токио (кстати, что интересно, в игре ни разу не упоминается это название, действие разворачивается в «Императорской столице»). Т.е. у нас получается, что в главном театре Токио играют все роли всего 6 девчонок, причём не только играют, но и драют этот самый театр, делают декорации и занимаются всем остальным, ибо никакого обслуживающего персонала замечено не было, кроме разве что 2х девчонок из бухгалтерии (а то как же, бабло то считать это такое трудоёмкое занятие). При всём при этом набирали то их по способности управлять мехой, а вовсе не по актёрским данным. Так что думаю те звуки после их выступлений, что похожи на аплодисменты, создаются шлепками ладоней по лицу :Р Тем не менее, относятся они к своим выступлениям более чем ответственно, по моему даже более ответственно, чем к своим непосредственным обязанностям по спасению мира. В итоге театр перетягивает на себя основной фокус. Т.е. фактически первый Сакура Тайсэн больше похож на историю театральной труппы, у которой возникли некоторые проблемы с демонами в подвале, нежели группы спасителей мира, подрабатывающих на полставки в театре. Лично меня такой расклад вполне устраивает =)
Действие происходит в 20х годах прошлого века. Насколько передана атмосфера того времени оценить не могу, ибо не особо знаток истории, а японской истории тем более, однако, если память мне не изменяет, то это было время «перестройки» общества, вестренизации и милитаризма (первая мировая совсем недавно закончилась). Если это так, то ничего подобного тут нет – всё более-менее спокойно. Ну, если не считать Великое Зло, которое в очередной раз решило уничтожить мир (мир, естественно, ограничивается Японией, как же иначе то).
На самом деле дело было так. Некоторое время назад демоны уже нападали и четверо бравых парней (точнее трое - одна девчонка) с эпическими проточенными катанами дали им бой. Однако они прокачались недостаточно, да и шмот кроме катан у них видать был неахти, в итоге они зафейлились и одному из них пришлось заюзать ультиматку, вайпнувшую всех демонов и его самого заодно. Ещё до этого, видя, что дело пахнет керосином, другой начал разрабатывать народный вариант противодействия ордам нечисти (катан на всех не хватило =\). Ессно в виде БЧР, как же иначе в Японии то. Но закончить ему было не суждено…
Алиен-сан, вам случаем зубочистки не нужны?
После того, как Шингужи Казума стал героем, прошло несколько лет. Разработка роботов (или паровых доспехов, как их тут называют), получивших название Кобу, была закончена. Однако возникла проблема – они ни в какую не хотели работать. Видать изобретатели наивно полагали, что меха заработает так просто, без пафоса и героев в трико. Как бы не так! К счастью, недалече как раз ошивалась Канзаки Сумирэ, дочь владельца фабрики, на которой всё и происходило. Ей таки удалось запустить капризный механизм, что открыло руководителям проекта глаза на тот факт, что кадры решают всё =) В итоге удалось натаскать шестерых девчонок кого откуда и сколотить что-то более-менее похожее на отряд быстрого реагирования на случай, если демоны появятся вновь. Естественно, глупо было бы надеяться, что этого не случится в ближайшем будущем, с такими то приготовлениями :Р
Отряд же этот в оригинале носит название «хана гуми», переведён как «отряд цветов», что лично мне несколько режет слух, если честно. Получается, что сам отряд состоит из цветов =) Конечно, как бы это иносказательно подразумевается, но всё же. Этих отрядов у них там много на самом деле. Например, снабжением и транспортировкой занимается казэ гуми, переведённый как «отряд ветра», а вовсе не «отряд ветров». Так что я бы перевёл хана гуми либо как «отряд цветка», либо же отряд «Цветок», как то это ближе к истине, имхо.
Игра начинается с того, как бравого младшего лейтенанта от ВМФ Японии Ичиро Огами переводят в секретный отряд на должность штатного петуха командира. Младшего лейтенанта, который только вчера драил палубы, да на командную должность? И не какую-нить, а спецотряда? Хм-хм… Ну, впрочем, подобное назначение обусловлено тем фактом, что он тоже может управляться с Кобу, было дело. Мужик вообще он нормальный, хоть в игре и предлагаются время от времени «шаловливые» варианты ответов, судя по реакции героев и вообще по характеру ему это как то не идёт. Пару раз я пытался сделать из него «извращенца», но уже где-то на трети игры сдавался – ну не могу я не дакламировать пафосные фразы и задвигать всякие серьёзные речи. Я скромный вообще Ну вот как можно в душ к девушке заглядывать? Не по мужски это как то… Так что за все прохождения я так ни разу и не воспользовался данной возможностью, даже ради каких-нить дополнительных картинок =)
Ну а теперь посмотрим, кого удалось собрать нашему кадровому агентству =) Надо сказать, что из всех персонажей мне нравятся только двое, к двум я вполне равнодушен, а двое меня откровенно бесят, что есть хорошо – значит они охватывают большую аудиторию. Если бы мне нравились все, значит кому то со вкусами, отличными от моих, не нравился бы никто. Ну, начнём.
Сакура
Шингужи Сакура – дочь Шингужи Казумы, ставшего героем в прошлую войну. Девочка-с-катаной-классическая. Как бы главная героиня. Не особо интересный персонаж, но ничего плохого про неё сказать нельзя, скорее она просто без изюминки. Добрая, справедливая, боготворит отца, высокоморальная и т.п. В общем, практически идеал женщины с точки зрения японцев, не удивительно, что у неё там высокий рейтинг. Вести с ней беседы просто, сразу видно, что ей понравится, а что – нет. Даже малейшие попытки подшутить на скользкую тему или сказать что-либо, не излучающее справедливость, сразу же приводит к кислой мине с её стороны. Хотя я люблю её доставать :Р Да и зла она не держит. Страдает комплексом неполноценности, надо сказать, небезосновательно. Пытается «держать марку» отца, но не шибко то и выходит. Её же игру Сумирэ нарекла «деревенской», что тоже недалеко от истины =) Впрочем, у Сумирэ все вокруг одна деревенщина, только она в белом. Всё это выливается в то что, что Сакура постоянно работает над собой и находится под грузом необходимости оправдания ожиданий. По крайней мере, ей кажется, что все от неё ждут какого-то явления.
Примерно так проходят тренировки Сакуры.
В бою у Сакуры если один серьёзный недостаток – она боец ближнего боя, т.е. бьёт всего на одну клетку, при этом не сказать, что особо уж сильно. В итоге даже не смотря на то, что она ходит одной из первых, обычно к раздаче не успевает. Однако её спецудар неплохо повышает боеспособность – наносит урон всем врагам на линии через всю карту! При удачном стечении обстоятельств способен уничтожить за раз половину, а то и больше, всех противников в начале боя.
Сумирэ
Канзаки Сумирэ – местная прима и мой любимый персонаж =) Сумирэ – дочь владельца Канзаки Хэви Индастрис – завода, на котором были произведены Кобу. Однако она фактически сбежала из дома – конечно, все знают, где она и чем занимается (особенно учитывая, что афишами с её физиономией завешана половина города), но сам факт того, что она не подчинилась отцу уже достаточен для того, чтобы признать её независимость. Вообще Сумирэ – достаточно интересный персонаж, если смотреть поглубже поверхности. Она выходец из патриархальной аристократической семьи и хотя у неё разногласия с родными, она от них не отрекалась и на все свои действия смотрит в первую очередь как на действия члена семьи Канзаки, а уже потом, как на свои личные. Будучи перфекционисткой сама по себе, подобная ситуация ложится на неё ещё более тяжким грузом – всё, что она делает, должно быть безупречно, чтобы не пошатнуть достоинство семьи, а её игра на сцене должна быть безупречной вдвойне – ведь именно в этом она видит своё призвание, в отличие от отца, соответственно она должна доказать это делом. С окружающими она ведёт себя предельно заносчиво, и частенько критикует их способности и это тоже вполне понятно – она проецирует свои завышенные критерии и на остальных, но далеко не все могут или хотят им соответствовать (я этим тоже страдаю =\).
Всё выше написанное звучит достаточно сухо и можно подумать, что Сумирэ – трудоголик, вроде Сакуры. Но это не так, со стороны выглядит, что ей всё легко даётся и целыми днями она бездельничает. На самом деле любое появление на публике, будь это даже какие-нибудь посиделки в салоне – уже выступление, а совершенствует свои навыки она в одиночестве, пока никто не видит. Также Сумирэ достаточно весёлая и частенько любит подкалывать народ, но т.к. и серьёзной она тоже бывает часто, никогда не поймёшь, всерьёз она что-либо говорит или нет. Говорить она вообще умеет отлично в плане интонаций и построения фраз. Но общаться с ней сложно. Одни и те же слова могут как обрадовать её, так и раздражить, и вообще, перед ответом надо хорошенько обдумать ситуацию и вопрос (которые она частенько задаёт с заковыркой). К примеру, на банальное «Ты сегодня хорошо выглядишь!» запросто можно получить что-то вроде «То есть обычно я выгляжу плохо, ты это хотел сказать?!».
А так тренируется Сумирэ =)
У Сумирэ комплекс «сильной женщины». Ей вполне справедливо (в отличие от той же Сакуры) кажется, что от неё много ждут и она, опять же, вполне успешно оправдывает ожидания окружающих, однако время от времени ей тоже хочется побыть «простой женщиной с обычными слабостями». Но она отказывает себе в этом удовольствии, по крайней мере, на публике.
Сумирэ, как и подобает нормальным японским женщинам, обучена владению нагинатой. В бою бьёт на 2 клетки перед собой, что уже значительно лучше чистых бойцов ближнего боя, т.к. может атаковать из-за спины (частенько места около боссов не хватает всем желающим поковырять вплотную). Ударить же двух врагов одновременно редко выходит… Спецудар Сумирэ является на мой взгляд самым лучшим – бьёт все цели вокруг в неслабом радиусе, причём вне зависимости от уровня высот и препятствий на пути (удар Сакуры спотыкается о препятствия и бьёт только на одном уровне).
Канна
Киришима Канна – не комсомолка, не красавица, но хоть спортсменка и то ладно =) Обычно мне нравятся «пацанки», но это уже клинический случай… Канна – это уже мужик с сиськами :Р Как и любой порядочный каратист, любит делать три вещи: жрать, спать, бить в бубен. Чем и занимается целыми днями, слава богу хоть бьёт не в бубен всем встречным, а в грушу =) Особенным интеллектом, понятно, не отличается, зато оптимизма и жизнерадостности не занимать – оно и неудивительно. Дурой её назвать, конечно, нельзя, она просто не запаривается и не ломает всяческих драм. Естественно, подобное безответственное поведение не может не привлекать внимания Сумирэ Которая, в свою очередь, постоянно троллит Канну по любому поводу. Та тоже в долгу не остаётся, хотя и проигрывает вчистую в словесных перепалках, Сумирэ всё равно агрится на неё, ибо её ЧСВ, как известно, подпирает небеса. Никаких особых тараканов у Канны в голове я что-то не припомню… Может у неё там мускулы? :Р
И действительно, какие проблемы то?
Канна – последней боец исключительно ближнего боя, но самый правильный. Её удары самые сильные среди всех и оправдывают необходимость ближнего боя. Спецудар тоже только по одиночной цели и соответственной силы.
С патриотами закончили, пора переходить к «иностранному легиону» =)
Коран
Коран Ли – местный сумасшедший профессор :Р У неё есть косички, очки, маленькие сиськи и она говорит на кансайском диалекте! Что же ещё нужно для счастья? Ну ещё она конечно же изобретает кучу всевозможной бесполезной фигни, которая непременно взрывается, как же иначе то, статус надо поддерживать =)
Так что находиться рядом с ней опасно… Коран любит шутить (именно шутить на отвлечённые темы, а не подкалывать всех подряд, хотя это тоже =)) и в целом жизнерадостна и позитивна, хотя её судьба, наверное, трагичнее всех – вся её семья погибла во время революции в Китае, причём не просто погибла, а сгорела заживо фактически у неё на глазах, с тех пор она ведёт себя неадекватно вблизи огня (не всегда она его боится, иногда может захотеть наоборот, сгореть в нём или ещё чего). Возможно, её жизнерадостность и связана с тем, что ей уже хватило горестей на своём веку и всё, чего она хочет – жить и веселится, наперекор судьбе. Т.к. она любит возиться с механизмами, её частенько можно заметить ошивающейся рядом с роботами и вообще, её влечение к ним несколько нездорово, я бы сказал… Коран не только моет, чинит и разговаривает с ними, но иногда даже и спит Оо Малолетняя извращенка… Хотя не особо то она и малолетняя... На тему её возраста я нашёл разные данные, каким верить – чёрт его знает, в иероглифах лень копаться =)
Ох уж эти китайцы -_-
Коран сильно не любит, когда ей врут. Поэтому если «ложь во спасение» вскроется, не избежать снижения репутации. И вообще она уважает прямолинейность и открытость. Комплексы же у неё на тему того, что она не достаточно женственна и вообще, в целом непривлекательна, на её взгляд.
Ударение в имени Коран падает на первый слог, не имея ничего общего со священной книгой мусульман, а её фамилию часто можно встретить в прямой транслитерации с японского – «Ри». Конечно же, никаких Ри в Китае нет =) Кто только мог додуматься до такого…
Меха Коран является артиллерийской – бьёт достаточно далеко и поражает помимо основной цели ещё и примыкающие клетки. Является, наверное, самой эффективной из всех, если не брать в расчет суперудары, т.к. часто может поражать сразу нескольких противников на различных уровнях высоты и приличной дистанции. Суперудар у неё по одной цели, хотя анимация забавная =)
Мария
Мария Тачибана – под сим пафосным наименованием скрывается никто иная, как обычная Машка, ибо родилась она в России, а точнее ещё в Российской Империи. А если ещё точнее, то на Украине. Почему же такая странная, явно японская фамилия? По сюжету она дочь посла Японии, но каким раком посол Японии оказался на Украине? Наверное за салом ездил =) Мария участвовала в революции 1917 года, после чего помоталась по миру, в конце концов её отловила Аямэ, когда она уже собиралась встать на скользкую дорожку. Бывший командир отряда цветов, очень ответственна и дисциплинирована, однако достаточно мягкая. Имеет высокий кредит доверия к людям, разговаривать с ней просто – даже откровенно конфликтные заявления она частенько спускает на тормозах, либо выворачивает в положительную сторону. Так же обычно разруливает разногласия между остальными членами отряда, если ГГ не в состоянии – её авторитет высок. Откровенно не нравятся ей разве что пораженческие и паникёрские настроения. В целом предельно спокойный, уравновешенный и рассудительный персонаж. Другими словами – скучный =) Ну, для меня по крайней мере :Р К любителям типажа «зрелой женщины» я никогда не относился. Хотя это не совсем так… Но это уже другой разговор :Р
Мария – самый дальнобойный боец отряда, бьёт на целых 5 клеток, однако это не радиус поражения… В отличие от Коран, меха Марии способна поражать цели только прямо перед собой (по диагонали не стреляет), что предъявляет более жёсткие требования к позиционированию, однако дальнобойность вполне компенсирует этот недостаток и цель для атаки Мария может найти практически каждый ход (милишники частенько либо не добегают, либо не могут выйти на нужную позиции, либо ещё чего…). Спецатака Марии не представляет из себя ничего особенного, ну разве что она называется Снегурочка =) И это не перевод…
Айрис
Айрис эээ... сами читайте её фамилию, "Chateaubriand" её величать – оххх… Уникальный персонаж. Ей 10 лет, но если кто-то подумал что это лоля, то его ждёт жёсткое разочарование. То есть, она, конечно, лоля, но лишь формально. В это слово принято вкладывать несколько иное =) Айрис же – обычная маленькая девочка. Обычная! Просто удивительно, насколько. Она постоянно закатывает истерики, ноет по всякому поводу, причём именно «на публику» - типичный капризный ребёнок. Как же она меня бесит! Неужели кому-то нравятся маленькие испорченные дети без капли кавая? Плюс ко всему она, как и все подобные кадры, хочет как можно скорее стать взрослой, о чём не перестаёт твердить. Естественно, взрослей она от этого не становится, и это её бесит ещё сильнее. Если у кого-то возникнет желание наладить нормальные отношения с Айрис, то придётся ужасно лицемерить, если же тыкать её рожей в реальность – то она будет ныть и закатывать скандалы… Ну что за напасть то… Ещё более усугубляется всё двумя вещами – во-первых, Айрис – как бы «талисман» отряда, если обижать её в присутствии остальных, то мало кому это понравится, да и правда, что это за мужик такой, маленьких детей обижает. А вот если идти на попятную, то она тут же затащит «на свидание» или ещё куда, чем нормальные мужики тоже не занимаются :Р Отшить её «по-тихому» очень проблематично, прилипчивая зараза. Во-вторых, она сильный медиум, значительно сильнее остальных. Если у других необычные способности проявляются только в возможности управлять мехой, то Айрис владеет, по меньшей мере, телекинезом, а вроде как даже и пирокинезом. Управлять ими она, правда, не всегда может, что не делает её менее опасной, учитывая её нестабильную психику.
Такое её поведение тем более странно, учитывая её прошлое. Практически всё детство она провела взаперти. Она говорит, что родители испугались её способностей и поэтому сильно ограничили круг её общения. Хотя, учитывая всё вышесказанное, мне кажется испугались они вовсе не этого :Р Тем не менее, после того, как её фактически вытащили из заточения, она всем ноги просто должна целовать, так нет же…
Айрис – как бы ремонтник. «Как бы», т.к. от остальных отличается только том, что её спецудар вместо калеченья врагов, лечит всех вокруг. Чинится же могут все машины и меха Айрис тут не выделяется (те же 2 заряда на битву). Тем не менее, у неё есть ещё одна особенность. Робот Айрис не ходит, а телепортируется, игнорируя большинство препятствий. На самом деле, применение этой особенности находится не так уже и часто, т.к. Айрис хоть и атакует всех вокруг, но делает это крайне слабо и на роль авангарда или диверсанта явно не катит, максимум добить кого то. Телепортировать же её куда-нибудь за баррикаду в отрыв от основных войск извращение. Вообще не очень люблю её использовать и не только потому, что она мне не нравится, но и анимация её атак выбивается из общего стиля – цветочки и плюшевые мишки как то не в тему рядом с мечами, пулемётами и пушками, ну никак…
Ну а теперь техническая часть. Серия Сакура Тайсэн – самые качественные новеллки из всех, что я видел. Причём серия старая и достаточно известная и неясно, почему многие наработки не заимствованы… С точки зрения рисовки ничего выдающегося – всё нарисовано отлично, но никаких стилистических особенностей не наблюдается. Ну разве что задники нарисованы в классическом стиле.
Коран - наш человек, сразу видно
Есть правда, одна несколько неприятная особенность, возможно она даже связана с предыдущим. Края изображений персонажей при наложении на задник достаточно резки, даже в родном разрешении 640х480 «лесенка» очень заметна. Впрочем, я такое частенько встречал в старых играх, возможно технические проблемы в те годы. Но. Даже в уникальных изображениях, описывающих какое-либо событие, персонажи нарисованы отдельно и тоже наложены на задник, вместо того, чтобы рисовать изображение как единое целое.
Лично я бы Сумирэ больше не наливал, хорошо хоть салата поблизости нету =)
Причина этого мне не совсем ясна, даже если над персонажами и задниками работали разные художники, что мешало первым рисовать поверх работы вторых? … Как бы то ни было, но в итоге подобные сцены несколько подпорчены уже упомянутой лесенкой, которая отчётливо бросается в глаза… Правда, некоторые нарисованы нормально. Что касается оформления, ещё стоит отметить одну спорную деталь. Как можно видеть, само изображение не занимает всё пространство экрана, как обычно в новеллках, а расположено в окошке. На восприятие это не влияет, а вот делать скрины очень неудобно =)
Зато все диалоги анимированы! Даже если слова не озвучены, рот всё равно все открывают, глазками моргают. Кстати, подобная незначительная деталь создаёт стойкий эффект реальности. Если в статичной новеллке после фразы такое ощущение, что время останавливается, а ты выходишь в астрал и летаешь там в поисках ответа, то тут ясно видно что девчонка стоит и ждёт, пока ты разродишься и поминает всякими нехорошими словами :Р Даже на маленьких портретиках, показывающих, кто говорит, они тоже моргают. И одежда на них тоже всегда соответствует тому, во что они одеты на данный момент (частый косяк в других новеллках, кстати). Сразу видно не на коленке лабали. Плюс ко всему не даст зазеваться и тот факт, что все ответы сидят на таймере! Это настолько очевидное решение, что я долгое время недоумевал, почему его нет в новеллках… Когда же мне в руки попала Сакура Тайсэн я был удивлён вдвойне. Первая игра 96й год! На данный момент вышло уже 5 частей, во всех присутствует данная особенность. И НИ В ОДНОЙ другой новеллке я больше этого не видел. Втф?! Тем не менее, здесь это присутствует =) Время, дающееся на ответ, разнится от ситуации. В обычных диалогах около 10 секунд, есть события, требующие быстрого реагирования, там буквально пару секунд. Из-за этого в данную серию невозможно нормально играть с переводчиком =\ Пока разберёшься во всей той белиберде, что он выдаёт, пройдёт никак не 10 секунд… А тыкать наобум – не наш метод! Кстати, отсутствие ответа само по себе является ответом (часто приводящим к отрицательному результату, но не всегда…).
Надо сказать, что подобный ахтунг бывает нечасто. Но бывает =)
Визуализация боевого режима выполнена полностью в спрайтах. Сама меха выглядит как то «не от мира сего», спрайты делались явно с трёхмерных моделей.
Прорисовка окружения же достаточно хороша, тоже скорее всего делалась с 3д моделей, но выглядит органично. Правда, наличиствует копипаста, но для городских пейзажей это вполне нормально.
С озвучкой творится странная вещь. ГГ традиционно не озвучен, но и остальные персонажи озвучены дай бог в 30% диалогов. Какого хрена? Ясно видно, что денег не жалели, да даже если и предположить такую ситуацию с первой игрой, но и в остальных всё точно так же! В чём сакральный смысл подобного решения я не понимаю… Даже у самых махровых хентаек и то частенько полная озвучка…
Со звуковым же сопровождением всё неоднозначно. Вообще оно хорошее, выполнено в ретро стиле. Пафосные мелодии пафосные, хорошо настраивают на нужный лад =) Главная же тема в миди варианте, играющая в главном меню, мне вообще нравится значительно больше полной версии, я её часами слушал иногда =) Но всё это меркнет по сравнению с поистине эпическим остом, состоящим без малого более чем из двух сотен песен! Естественно, в оригинальной игре их нет, в сериале и последующих играх некоторые использованы, но это всё равно капля в море. Многие из них оседают в моём плей листе, ибо прикольные :Р Рассматривать же их в рамках игры странно, скорее это уже отдельная песня (хе-хе). Но ничего подобного я тоже никогда не видел, парочку дисков с кэрэктер сонгами выпустят и всё…
Игровой процесс разделён на 2 части – собственно новеллка и сражения с вражинами, проходящие в походовом режиме и похожие на тактическую рпг. Ну разве что это не РПГ =)
Новеллка.
Практически всё действие происходит в театре, за пределы девчонки выбираются разве что надрать зад очередному демону. Сюжет абсолютно линеен, несмотря на многочисленные точки выбора, сюжетных решений немного да и они ни на что толком не влияют, кроме отношения тех или иных героинь. На самом деле игровой процесс построен так: сюжетные события – обход – схватка. За одну главу обычно такой цикл повторяется два раза. Во время сюжетных событий точек выбора мало и выбор там обычно коммунистический =) Реально что-то можно сделать во время обхода, хотя и там выбор сводится скорее к или сделать, или не сделать :Р Обход – это, так сказать, свободное время, во время которого можно бродить по театру, заходя куда душа пожелает.
Обычно это приурочено к вечернему обходу, поэтому я так и назвал, но не всегда. На всё про всё в большинстве случаев даётся час. Каждое посещение какого-либо места (или случайная встреча в коридоре) занимает пять минут. Причём стоит учитывать, что время тратится, даже если ты никого не обнаружил – можно весь час прошляться по пустым комнатам и так ни с кем и не встретиться (кто где находится – неизвестно, хотя у всех девчонок есть любимые места, где их можно найти с более высокой вероятностью). Большинство встреч во время обхода – вещь в себе, никоим образом не связанная ни только с основным сюжетом, но даже и с другими встречами в этот же час. Т.е. это всяческие разговоры на отвлечённые темы, «привет, хорошо выглядишь» и т.п. Некоторые, однако, слинкованы, иногда неопосредственно. Т.е. если Сумирэ в салоне пьёт чай, а Сакура в коридоре моет полы и с ними с обеими поболтать, то может появиться новая сценка на тему, например как Сумирэ катит бочку на Сакуру по поводу её галимой игры. Как можно видеть, три этих события мало связаны, но третье не появится, если не поучаствовать в первых двух, но понять, что оно появилось именно из-за этого, сложно… Некоторые события слинкованы более логично, т.е. если Сумирэ наезжает на Сакуру из-за того, что та хреново вымыла полы, либо же Сакура возбухает, что Сумирэ целыми днями нихрена не делает, а только чаи гоняет, то тут уже более-менее понятно, откуда ноги растут =) Выливается подобный рандом + множество мест, в которые можно пойти (больше 30ти) в то, что если специально не задротить с сейв-лодами, то при каждом новом прохождении можно откопать что-нибудь новенькое. Кстати система сохранения тоже идеальна для новеллок и жаль, что опять же нигде кроме Тайсэнов её не видел. Сохраняться можно всего несколько раз за главу, обычно перед битвами. Т.е. сохраняться перед каждым разговором нельзя, а каждый раз загружаться и проматывать кучу текста, чтобы выбрать другой вариант ответа в малозначащем диалоге как то ломает, что способствует более вдумчивому выбору ответов и оценке ситуации. Вообще я очень люблю систему чек-поинтов в любых играх, жаль большинство воспринимает их в штыки =\ На самом деле неплохо мотивирует не нубить и играть нормально. Раньше вон было по три жизни на каждый уровень, а то и вообще на всю игру и нормально, а сейчас уже перед каждым прыжком через пропасть сохраняются ппц ><
Также многие обходы имеют свой локальный сюжет, который можно попытаться завершить. Например, какая нить девчонка забатхёртилась и сидит где-нить в углу понурая. Можно побегать, поболтать с народом, замутить ей что-нить воодушевляющие и т.п., а можно завалиться в бухгалтерию к Юри, промыть всем косточки, потом пожрать с Канной в столовке и с чувством выполненного долга завалиться спать :Р В следующем сюжетном отрезке об этом и не вспомнят. Но тем не менее, в пределах одного обхода некоторая нелинейность всё же присутствует. Ну ещё можно выбрать одну из шести девчонок себе в пассии, что не сильно повлияет на основной сюжет, но хоть как то :Р
Сражения
Во время сражения характеристики пилотов зависят их отношения к вам, так что приглянувшееся девчонка ещё и всекает по самые помидоры, что тоже приятно :Р Как уже было сказано, сражения проходят в пошаговом режиме. У каждого робота есть три группы действий – защита, атака и движение. За ход можно сделать 2 действия в любом порядке, но лишь одно из группы. Т.е. можно передвинуться и атаковать, можно сначала атаковать, а потом передвинуться, но два раза атаковать или использовать два различных защитных действия нельзя. У командира (т.е. ГГ) есть дополнительная способность – прикрыть кого либо от следующей атаки. При этом ни прикрываемый, ни сам командир урона не получают. У мехов есть суператаки, индикатор которых наполняется либо от ударов по ним, либо от зарядки (защитное действие). Стартуют в начале боя они уже с готовым суперударом.
ИИ противника крайне примитивен и является поклонником тупого раша. При возникновении необходимости его ходы легко предсказуемы, но необходимости в этом практически нет – потерять даже одну машину крайне проблематично, благо чиниться могут все, причём целых 2 раза за битву, а часто не нужно даже и одного. Кстати, если кого-то всё же подобьют, то её отношение к вам значительно ухудшится, что странно – сама же облажалась :Р Если подобьют ГГ – гейм овер. Также стоит отметить практически полное отсутствие случайностей на поле боя – никаких критов, промахов и уклонений нет. Максимум – небольшой разброс повреждений. Хотя что-то похожее на криты я наблюдал, но может и ошибся и это был просто верхний максимальный порог повреждений, который редко выпадает. Правда есть совместные атаки, которые тригерятся время от времени и несут в себе заряд крутости как и все совместные атаки, но бьют не сказать чтобы особо сильнее. Ну да ладно, со стороны врагов зато никаких сюрпризов нет =)
Ещё тут есть мини игры. Ничего особенного о них сказать нельзя, они достаточно примитивны в стиле «волк и яйца» и т.п. Однако их запросто можно пропустить, т.к. наткнуться на них можно только в процессе обходов, а даже сами обходы можно пропустить, не говоря уж о том, чтобы не зайти в нужную комнату.
Основной сюжет олдскулен – сражаемся во имя добра и справедливости против всякой нечисти, не обременённой особой мотивацией. Убить всех человеков и т.п. Есть чувак с нацистской символикой. Правда, нацистских взглядов не пропагандирует – во-первых, туповат, во-вторых, в окружении разных фриков это выглядело бы странно =)
Не очень действенная тактика против бронированных боевых машин, я бы сказал =)
В целом – сойдёт, но ничего выдающегося нет. Финал правда, выдающийся. Выдающийся своей ахтунговостью. Нууу… Сравнить можно примерно с концом Гурен Лагана, только там был стёб, а тут нет =) Причём ничего не предвещает… Подходим к логову главгада, вроде всё ок. А через пару часов игра кончается, и ты сидишь и думаешь – что это было?! Как то так =)
Да и вообще в первых двух играх витает дух олдскульных аниме с их обаянием. Даже сейчас, смотря на них с горы штампов, возникших, в том числе и из них, всё равно видно, где оригинал с настоящими чувствами и переживаниями, а где новодельная штамповка в угоду «целевой аудитории». С душой как то тогда всё делали… Сакура Тайсэн – не исключение. Не стоит искать здесь откровений и глубоких смыслов, тут всё просто, открыто и понятно. С 3й частью серия сильно изменила приоритеты, фактически это уже другая игра… Так что всё выше написанное можно относить только к первой части и немного ко второй (там добавились новые персонажи и несколько изменилась механика, но суть осталась прежней).
Сакура Тайсэн 2
Вторая часть является идейным продолжением первой и в целом концепция сохранена практически в первозданном виде, поэтому стоит упомянуть о дополнениях.
Основной сюжет по-прежнему прост и не изобилует особыми поворотами. С концовкой на этот раз всё нормально, никаких перегибов не замечено. А вот мирные события несколько разочаровали. От второй части игры, в которой участвую те же самые персонажи, что и в прошлой, ждёшь какого то развития отношений, но тут каких-либо изменений в общей атмосфере не замечено. Конечно, дайтинг симом Сакура Тайсен никогда не являлась и там был лишь небольшой налёт романтики, но всё же… Могли бы и посильнее развить романтическую линию, благо уже не чужие люди всё-таки.
Кстати о чужих людях, они тут тоже есть =) А именно – два новых персонажа в наших рядах.
Орихиме
Солетта Орихиме – итальянка с японскими корнями. Примерно так, наверное, выглядит Сумирэ в глазах её ненавистников. Со стороны они похожи. Не обделённая дарованием, Орихиме на момент перевода в хана гуми уже является состоявшейся актрисой и она так же выходец из аристократической семьи. Её ЧСВ так же пронзает облака. Но, в отличие от Сумирэ, она нарциссистка. Т.е. если в кратце охарактеризовать их обеих, то Сумирэ - «это должно быть идеально, потому что это делаю я», а Орихиме «это делаю я, поэтому это идеально». Она достаточно серьёзна и постоянно пытается показать свою компетентность во многих вопросах. Надо отдать ей должное, часто ей это удаётся, но не всегда – всё же её амбиции выходят за пределы возможностей. Но тут проблема не с возможностями, а с амбициями :Р Она говорит с забавным акцентом и вообще не особо то складно, что вынуждает её часто быть достаточно прямолинейной. Т.е. я не могу с уверенностью сказать, что прямолинейность – её черта характера, может она просто не может нормально построить фразу на японском. Изначально этот персонаж производит несколько отрицательное впечатление, но потом она как-то перестаёт раздражать, мне даже нравится =) Шарма у неё точно не отнять. Ну и подкалывать её забавно, она достаточно эмоциональна и импульсивна. Кстати о разговорах… Разговаривать с ней достаточно просто, обычно хватает восхвалять её величество =) Если же надо заставить что-то сделать, то следует применять наиболее силовые методы из доступных, как ни странно… Орихиме очень агрессивная и напористая и если она начинает кричать, то на неё надо кричать ещё громче, стоит проявить слабину, как она тут же сама перейдёт в наступление.
На личном фронте у Солетты проблемы с отцом, но каких-либо ярко выраженных комплексов или беспокойств нет.
В бой Орихиме выезжает на своей «тихоокеанской красной розе». Её меха отличается по дизайну от остальных машин отряда (её, как и Лени, командировали вместе с матчастью), ибо раньше состояла в другом подразделении. В бою она очень эффективна – обычной атакой поражает всех вокруг в неслабом радиусе (на клетку больше Айрис), при этом её атака не сильно слабее бойцов, бьющих по одной цели. Спецатака же у неё дальнобойная и поражает всех вокруг выбранной цели в таком же радиусе.
Лени
Лени Мильхштрассе – как можно видеть по имени, она немка. Однако, о распущенности немок она вряд ли слышала, да если бы и слышала, то отреагировала бы в своей стандартной манере – «…». Лени очень замкнута и вообще редко говорит, а если говорит, то односложно. Она приехала сюда сражаться, всё остальное её мало интересует. В бою предельно собранна и единственная из всех, кто ведёт себя как нормальный солдат, чем серьёзно выбивается из колеи. Всю игру её пытаются привести к более-менее человеческому состоянию (раздолбайству? =)), но всё же она так и останется несколько отстранённой. Достаточно неприметный персонаж. Возможно, если пообщаться с ней поближе, можно и нарыть что-нибудь, но как то особого желания нет, она, думаю, меня тоже в этом поддержит =)
Меха Лени вооружена копьём, бьющем на 3 клетки. Однако, вполне очевидную возможность поражать всех на линии она получит значительно позже, изначально урон наносится только по одной цели. Спецатака у неё на тех же 3 клетки, но уже по всем. Вообще её спецатаки мне нравятся, они достаточно эпичны.
Картинка визуально стала лучше - исчезли «лесенки».
Run for your life!
В бою в анимации спецатак появилась трёхмерная анимация… Я конечно понимаю, что 3д круто и всё такое, но сейчас смотрится откровенно слабо =) В тему только в паре атак, наверное. На карте всё оставили в спрайтах, слава богу.
Система диалогов получила значительное развитие. Во-первых, некоторые меню с ответами меняются по прошествии половины отведённого на ответ времени. В некоторых случаях это вполне отображает нормальный мыслительный процесс, но дело в том, что мыслительный процесс то не наш собственный, а какого-то левого чувака =) В итоге часто бывают ситуации, когда выбрал ответ, но видя, что появятся ещё другие варианты, начинаешь сомневаться. А он раз и исчезает и на его месте выскакивает какая-то ерунда и приходится отвечать невпопад =\ Так что лучше «спик фром ё харт» и особо не раздумывать =) Во-вторых, появились действия, которые нужно выполнить за отведённое время. Когда потыкать в определённые места на экране, когда ответить на несколько вопросов подряд, иногда всё вместе.
Боевая система тоже претерпела некоторые модификации. Теперь командир, помимо защиты соратников (которое урезали с 8 раз за бой до 3х) может задавать одну из четырёх тактических схем, три из которых дают как плюсы (к передвижению, защите или атаке), так и минусы к противоположным характеристикам, а четвёртая – нейтральная. Достаточно полезно. Практически во всех сражениях перед их началом дают возможность выбора общей стратегии. Особенно меня порадовал данный эпизод: цель – спасти мирное население от атаки вражеских роботов. Предложенные варианты: сбросить запчасти для полевого ремонта или провести ковровую бомбардировку местности. Мммм…. Ммм… Думаю, американские президенты часто оказываются перед подобным выбором :Р Бой с боссом теперь отделён от разборок с приспешниками и является отдельным сражением, так что большинство схваток состоят из двух частей (между ними можно сохраняться).
Также добавился повышенный уровень сложности. Играть на нём действительно несколько сложнее, но то, каким образом это реализовано, заставило меня переключиться обратно на нормальный. Для начала, разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления и просто увеличили защиту и повреждения врагов, ничуть не тронув ИИ, так и оставшийся полным бревном. Но и это сошло бы, всё веселее, если бы они не снизили повреждения наших бойцов и каким образом! Теперь на них не влияет настроение! Т.е. после пафосной речи, когда на нормале все рвутся в бой и стройными рядами сметают порядки врагов, продолжая эпичность момента, на харде они уныло ковыряют и без того порядком потолстевших противников… Ну ни разу не эпик =\ Так что если рассматривать сражения как часть повествования, то на хард ставить не советую, ощущения не те…
У меня данная серия занимает особое положение, настолько, что я даже и не знаю, какое именно =) Это одна из немногочисленный вещей, где в гармонии находятся многие элементы - мне трудно выделить одну или две вещи, которые «вытягивают» проект. Все они находятся более-менее одном уровне и уровень этот достаточно высок. Часть интересных задумок и решений нигде больше мною не встречена, возможно, подобное не нравится широкой публике, что только увеличивает ценность :Р Многие песни из оста к Сакура Тайсэн прописались у меня в основном плей листе, что возвращает меня туда снова и снова. Наконец, из этой серии растут ноги Гэлэкси Энжел, но это уже совсем другая история… Хотя я тут краем уха слышал, что первую игру таки перевели на инглиш, так что может мы на неё ещё посмотрим поближе =)
Соре га Тейкоку Кагэкидан нано дес!
Рекомендовать данную вещь можно любителем старых аниме, собственно визуальных новелок, достаточно тонкого юмора (подстольных ситуаций тут мало, но юмора и в особенности сарказма предостаточно), более-менее реалистичных персонажей (некоторым персонажи первых Тайсэнов кажутся "блёклыми", но это не так, просто в аниме обычно персонажи слишком гипертрофированы).
Не стоит играть в Сакура Тайсэн в надежде найти интересные тактические сражения - нема их, любители стимпанка тоже будут разочарованы, но про это ещё в начале говорилось.
Отредактировано Haksaw (2011-04-06 02:26:14)